Успешное продвижение интернет-магазина невозможно без анализа ключевых показателей эффективности (KPI) сайта и рекламных кампаний. В статье расскажем, какие метрики актуальны для интернет-маркетинга и как их отслеживать при помощи инструментов веб-аналитики.
  
Что такое веб-аналитика
Веб-аналитика — это сбор и анализ ключевых показателей эффективности сайта. Данные веб-аналитики помогают оптимизировать сайт, оценить маркетинговую стратегию.
Основные функции:
- 
	мониторинг KPI; 
- 
	выявление проблем в работе сайта; 
- 
	анализ продаж и планирование ассортимента; 
- 
	повышение эффективности рекламных кампаний; 
- 
	тестирование воронки продаж; 
- 
	разработка маркетинговой стратегии; 
- 
	принятие ключевых бизнес-решений. 
  
Нужна ли аналитика интернет-магазину
Нужна, иначе вы не сможете видеть динамику изменений на сайте. Аналитика интернет-магазина позволяет отслеживать:
- 
	объем и источники трафика; 
- 
	юзабилити и техническое состояние сайта; 
- 
	поведение пользователей; 
- 
	специфику целевой аудитории; 
- 
	клики и конверсии. 
Этапы веб-аналитики
Анализ веб-сайта включает в себя несколько этапов:
- Настройка счетчиков статистики. Чтобы получить исходные данные, на ресурс и поддомены устанавливают счетчики. Они собирают точную статистику.
- Определение целей и KPI. Ключевые показатели определяют исходя из особенностей бизнеса и поставленных задач. Это могут быть: оформление заказа, просмотр контактов, подписка на рассылку, скачивание промоматериалов и другие показатели.
- Анализ конверсии. Для этого смотрят на показатели трафика, действия аудитории. Далее находят слабые места в воронке продаж.
- Оценка эффективности рекламных каналов. Отслеживают, по каким рекламным каналам посетители переходят на сайт, и становятся ли они клиентами.
- Проверка удобства сайта (юзабилити). Оценивают, достаточно ли на сайте информации, насколько она актуальна, удобство навигации и корректность работы с технической стороны.
- Выводы и план по повышению показателей. На основе полученной информации формулируют выводы. После внедрения изменений их тестируют и следят за дальнейшей динамикой ключевых параметров.
Ключевые показатели для анализа
Системы веб-аналитики помогут оценить, насколько интересен ваш сайт, есть ли у него проблемы в работе. Рассмотрим показатели, которые требуют глубокой аналитики, — они доступны в Яндекс.Метрике и Google Analytics.
Трафик
В отчетах вы увидите общий объем трафика и количество уникальных посетителей. Не просто следите за количеством посещений за день или месяц, а собирайте показатели, которые отражают весь процесс взаимодействия пользователя с сайтом, каналы трафика и CTR. Эти данные понадобятся, чтобы проанализировать источники целевых посетителей. Каналами входящего трафика могут быть:
- 
	прямые заходы; 
- 
	органический трафик из поисковых систем; 
- 
	платная реклама в поиске; 
- 
	переходы по реферальным ссылкам; 
- 
	социальные сети; 
- 
	реклама в медиа; 
- 
	email-рассылки. 
Поведение пользователя
Просмотр страниц — количество страниц интернет-магазина, которые открыл или обновил пользователь. Так вы определите предпочтения аудитории.
Глубина просмотра — количество просмотренных страниц за одно посещение. Этот показатель дает понять, насколько пользователи вовлекаются в контент сайта и заинтересованы в поиске нужного продукта на страницах вашего интернет-магазина.
  
Процент отказов (Bounce Rate) зависит от количества посещений сайта длительностью до 15 секунд (в Яндекс.Метрике) или с просмотром только одной страницы (в Google Analytics). Причин, по которым пользователи сразу покидают сайт, может быть несколько:
- 
	несоответствие информации; 
- 
	высокая плотность ключевых слов мешает восприятию текста; 
- 
	слишком долгая загрузка; 
- 
	непривлекательный дизайн; 
- 
	рекламные баннеры и внешние ссылки. 
  
Брошенные корзины — это незавершенные покупки. Пользователи добавляют в корзину понравившийся товар, но не переходят к оформлению заказа. Веб-аналитика помогает узнать причины, по которым покупатели бросают корзину. Статистику по этому показателю отслеживают, чтобы вернуть пользователей. Мотивируйте завершить покупку при помощи email-рассылки с напоминанием о брошенной корзине и предложением бонусов за покупку.
  
Продажи
Конверсия — соотношение всех посетителей интернет-магазина и количества покупателей.
Определяют конверсию по источникам трафика, типу устройств, разным группам товаров.
Средний чек (AOV) — это средняя стоимость одного заказа. Исходя из среднего чека сегментируют аудиторию, устанавливают ценовую политику и рекламный бюджет. Для расширения заказа предлагайте дополнительные продукты, бесплатную доставку.
  
Отток клиентов (Churn Rate) — метрика, которая отображает количество пользователей, прекративших взаимодействовать с интернет-магазином. Низкое качество продукции, более выгодные предложения у конкурентов — главные причины оттока. Подробный когортный анализ доступен в Google Analytics и Яндекс.Метрике.
  
Расходы на привлечение и действия
Бизнес постоянно работает над привлечением и удержанием аудитории. Чтобы понять, окупаются ли эти затраты, рассчитывают показатели:
- 
	CPC (стоимость клика) — соотношение затрат на рекламную кампанию и количества кликов по объявлению; 
- 
	CPA (стоимость целевого действия) — соотношение трат на рекламу и количества целевых действий; 
- 
	CPV (стоимость привлечения посетителя) — соотношение стоимости рекламной кампании к числу посещений; 
- 
	CAC (стоимость привлечения нового пользователя) — соотношение затрат и привлеченных клиентов; 
- 
	CPO (стоимость заказа) — стоимость целевого действия клиента или одной покупки. 
  
Повторные визиты и продажи
Для определения лояльности аудитории рассчитывают RVR и LTV.
Показатель возвратов (RVR) — количество пользователей, которые снова возвращаются на сайт. Для возврата пользователей используйте ремаркетинг, повышайте качество сервиса.
Пожизненная ценность клиента (LTV) — оценивается на основе суммарной прибыли, полученной от одного клиента за все время сотрудничества с ним. Метрика помогает оценить, какой размер инвестиций необходим для привлечения клиентов, прогнозировать прибыль и корректировать маркетинговую стратегию.
  
Окупаемость рекламы и возврат инвестиций
Чтобы оценить эффективность рекламы, рассчитывают ROAS и ROI.
Окупаемость рекламы (ROAS) — процентное соотношение между доходом от рекламы и расходами на нее. Если ROAS ниже 100% — рекламная кампания была убыточна.
Возврат инвестиций (ROI) — процентное соотношение общих доходов и затрат. Для расчета учитывают все виды расходов: арендные платежи, зарплаты сотрудников, а также разницу между себестоимостью и ценой товаров.
Сервисы интернет-статистики
Чтобы увидеть полную картину и провести глубокий анализ, используйте сразу несколько сервисов, например, Яндекс.Метрику и Google Analytics. Инструменты в этих сервисах отличаются.
Дополнительно используйте Сквозную аналитику MANGO OFFICE. Она соберет в наглядный отчет данные из коллтрекинга, CRM-системы, веб-метрик и рекламных площадок. И поможет отследить путь клиентов в воронке продаж, оценить, как работают рекламные каналы, контролировать ключевые показатели.
  
Google Analytics
Это аналитический сервис с понятным интерфейсом. Формирует более 90 отчетов: об аудитории, источниках трафика, поведении, конверсии. Есть отчеты на основе данных в реальном времени. С помощью отчетов «Сравнение» можно сравнить статистику своего сайта с данными другого в том же сегменте и оценить конкурентоспособность. Также сервис формирует специальные отчеты по заданным параметрам индивидуально под ваши задачи. Некоторые инструменты в Google Analytics платные.
Модуль Google Analytics E-commerce
Для электронной торговли в Google Analytics есть дополнительный модуль E-commerce. Он собирает и анализирует транзакции, поведение пользователей на сайте или в приложении. Вы узнаете:
- 
	какие товары активно продаются; 
- 
	самые эффективные рекламные кампании; 
- 
	количество товаров и доход за один заказ; 
- 
	какие товары часто покупают вместе с другими. 
- 
	сколько времени нужно покупателю на решение о покупке. 
Яндекс.Метрика
В Яндекс.Метрике все инструменты можно использовать бесплатно, а также получить более 60 отчетов о работе сайта. Уникальные опции:
- 
	вебвизор — видеозапись действий посетителей сайта; 
- 
	карты — отслеживание переходов по ссылкам и клики пользователей. 
Что важно запомнить
- 
	Инструменты веб-аналитики собирают ключевые показатели в виде понятных схем, таблиц и диаграмм. На основании полученных данных можно выявить и проработать слабые стороны своего ресурса. 
- 
	Интернет-статистика — надежный ориентир для планирования рекламного бюджета и разработки маркетинговой стратегии. 
- 
	Используйте все доступные отчеты, чтобы повысить качество вашего интернет-магазина. 
- 
	Раз в неделю проверяйте отчеты веб-аналитики. Если вы запустили рекламную кампанию — через пару дней убедитесь, что статистика меняется в лучшую сторону, посещений и продаж стало больше. 
